Деградация батареи за 3 года и 14000 км
17.04.2019Любопытства ради протестировали батарею на нашем основном байке, который используется в личных целях (хехе) уже почти три года. Субьективно признаков износа не было, дальность особо не уменьшалась, но интересно было посмотреть на реальные числа.
Батарея:
- Ячейки - Panasonic 32B (использовались в ранних версиях автомобилей Tesla, новая версия этих ячеек - Panasonic HCL)
- Сборка - 14s13p (52 В / 41.6 Ач, 2100 Вт*ч)
- Дата производства - октябрь 2016
- Начало активного использования - март 2017
Пробег на байке составил около 14000 км.
Батарея использовалась супербережно и в основном в диапазоне 20-80%. Грубоких разрядов (до отключения БМС) было на памяти около десятка, полных зарядов вида "воткнул и оставил на ночь" - для балансировки секций - штук 30, не больше. Токи - 20 А длительно (0.5 С) и 60 А кратковременно (1.5 С).
Средний расход, измеренный в обычном городском режиме езды за примерно 600 километров, составил 18 Вт*ч/км. Тоесть за всё время жизни батарея отдала примерно 250 КВт*ч, тоесть ~120 полных циклов, либо ~200 циклов 20-80% -- либо что-то среднее между этим как в нашем случае.
К сожалению лабораторное оборудование было далеко, поэтому измеряли откалиброванными ваттметрами. Для исключения ошибки - сразу двумя, подключенными последовательно. Полностью заряженная батарея была выставлена на балкон, в качестве нагрузки - вереница ламп накаливания, которые забирали суммарную мощность порядка 100 ватт. Всего за сутки батарея полностью разрядилась до отключения БМС ;)
Результаты впечатляющие: 1967 Вт*ч, 38.7 Ач, тоесть 93.7% от теоретической ёмкости! Потеря ёмкости за три года и 14000 километров составила всего 6.3%!
Так же не стоит забывать что даже будучи абсолютно новой, отдать свою полную теоретическую ёмкость может далеко не всякая батарея. Даже у Tesla.